Роль стратегии качества в управлении развитием предприятий

Роль стратегии качества в управлении развитием предприятий

Роль стратегии качества в управлении развитием предприятий

Роль стратегии качества в управлении развитием предприятий строительный сектор экономики

Один из последних всплесков интереса к концепциям управления качеством пришелся на 90-е годы прошлого века. Это проявилось возникновением прогрессивного метода управления качеством — реинжинирингом, просмотром стандартов управления качеством ISO серии 9000 и интенсивным внедрением в практическую деятельность предприятий технологий Широко управления качеством (TQM), Сберегательного производства — Лиин (Lean production), Шесть сигма, Пять С, точно в срок (JIT), и тому подобное. Идеи управления качеством, зародившись на предприятиях промышленной сферы, быстро распространились на другие сектора экономики. В частности, об этом свидетельствуют представленные результаты ряда исследований и научных работ.

Сейчас управления качеством успешно практикуется в сфере предоставления финансовых услуг, в страховой деятельности, в сервисном обслуживании, в сфере транспортных услуг, легкой промышленности, в сфере информационно-компьютерных продуктов, и тому подобное.

Одной из специфических свойств строительного сектора, как это отмечают исследователи, является низкий уровень открытости и адаптации к нововведениям и инноваций. Однако, некоторые концепции по управлению качеством были внедрены в практическую деятельность строительных предприятий. В частности, Андерсон и другие отмечают, что наибольшее признание среди строительных- подрядных предприятий пришлось на концепцию тотального управления качеством. Статистические данные показывают уровень использования инструмента сертификации управленческих систем по стандартам серий ISO 9001, 14001 и OHSAS 18001, а также производства интегрированных систем, которые распространяются и на сферу обеспечения качеством.

Читайте также  Как развивать строительный бизнес на начальном и продвинутом уровнях?

Согласно данным наблюдений Научно-исследовательского института по вопросам управления качеством, стратегических исследований и международных отношений, который осуществляет мониторинг работ в области управления качеством, только государственными региональными центрами стандартизации, сертификации и метрологии было выдано на начало 2013 года 3002 сертификаты соответствия на систему управление качеством. За 13 лет начиная с 2001 года количество выданных сертификатов постепенно увеличивалась с 9 до 3002 единиц. С ежегодной общего количества предприятий, которые получают сертификаты на системы управления, около 10-11% приходится на строительные предприятия. По данным, обнародованным 2015 года Международной организацией по стандартизации, 2,5% от всех выданных сертификатов ISO приходится на предприятия строительного сектора.

Вышеизложенное показывает, что строительные предприятия в определенной степени уделяют внимание вопросам качества

В строительстве они важны с двух позиций. Для самих строительных структур повышения качества управления является инструментом обеспечения эффективности и роста, а в периоды кризисных явлений — выживание. Повышение качества управления обеспечивает качество процессов и повышения качества конечного продукта, то есть, строительных объектов, имеющих стратегическое значение как для развития инфраструктуры страны, так и в известной степени определяют уровень жизни людей.

Стоит отметить, что в период нестабильности строительного рынка возрастает актуальность учета фактора качества. Во-первых, информация в области качества помогает сориентироваться, в какой момент состояния рынка (кризисный, стабильный или стремительного роста) какой уровень качества и по каким характеристикам в части вариативных экономически целесообразно обеспечивать. Во-вторых, важным является внедрение прогрессивных методов в области качества несмотря на текущую фазу состояния рынка.

Читайте также  Восстановление работоспособности строительных машин

Можно рассматривать, что в периоды кризисных явлений нет целесообразности в расходовании лишних средств на внедрение новых сберегательных и эффективных систем, а в периоды роста значительные прибыли, характерные для строительной деятельности, перекрывают случаи неэффективности использования различных видов ресурсов. Однако, внедрение таких мероприятий является экономически целесообразным как на этапе роста, так и спада.

Основной конкурентной стратегией деятельности строительных предприятий является ценовая. А именно в части использования стратегии низких цен или создание приверженности потребителя к специфическим характеристикам продукта путем дифференциации за счет особых свойств. В частности находящихся области качества. Важно поиск сбалансированного решения относительно оптимального соотношения цена / качество в соответствии с текущей рыночной ситуации в сфере жилищного строительства. А также разработка структуры цены, например, базовая цена плюс надбавка за те или иные дополнительные удобства и услуги.

Итак, для строительных предприятий стратегия качества является сферой, которая мало используется на практике, однако обладает значительным потенциалом для их развития.

Похожее ...